Исследования последних десятилетий показали, что газовая составляющая играет значительную роль в строении и свойствах мерзлых пород. На это указывает значительное поступление парниковых газов в атмосферу из криолитозоны; выбросы газа, приводящие к авариям на буровых скважинах; образование воронок газового выброса и др. Эти процессы определяются соотношением характеристик газовой составляющей и показателей физико-механических свойств мерзлых пород, которые к настоящему времени изучены недостаточно. В статье рассмотрены механизмы формирования газонасыщенных зон; проведена оценка влияния газа на физико-механические свойства талых и мерзлых грунтов; проанализированы процессы, связанные с воздействием газа на грунтовый массив.
В работе рассмотрены особенности изменения геокриологических условий на участке 288 км автодороги “Амур” Чита–Хабаровск. Проведен комплексный анализ криогенных процессов и деформаций земляного полотна в условиях формирования и функционирования особой природно-технической системы (ПТС) “автомобильная дорога”. Составлена ландшафтно-геокриологическая карта-схема с границами ПТС и зон влияния. Построен инженерно-геокриологический профиль деформированного участка автодороги на основании семи пробуренных скважин глубиной от 7.5 м до 30 м. Проведены термометрические наблюдения в пяти скважинах с изучением особенностей распределения температур под полотном автодороги и вблизи нее. Исследования показали, что причинами деформаций земляного полотна являются неоднородные, разнонаправленные и неравномерные изменения геокриологических условий в результате пространственно-временного развития взаимообусловленных природных и техногенных процессов в ПТС. Предложен ряд системных организационных мероприятий по контролю изменений геокриологических условий и развития ПТС “автомобильная дорога” на локальных участках.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации