В работе рассмотрены экзогенные геологические процессы и явления на автомобильной дороге “Удокан–Наминга” в 2017 г., которые сопоставлены с предыдущими результатами, полученными экспедицией МГУ им. М.В. Ломоносова в 1986 г. Проанализированы инженерно-геологические условия и особенности проявления процессов и явлений. По геологическим признакам выполнена типизация геокриологической обстановки (ТГО) и соответствующих им комплексов инженерно-геологических процессов и явлений. Сравнение результатов за разные годы показало, что характер процессов и явлений, а также их количество изменились незначительно. Наиболее активными и часто встречающимися процессами являются концентрированный вынос мелкозема и временные водопроявления. Наибольшей деформации подверглись участки дороги, проходящие вдоль подрезанных склонов с курумным чехлом. Результаты исследования показывают, что особое внимание необходимо уделить именно курумам из-за их широкого распространения вдоль дороги и охлаждающего влияния на среднегодовые температуры окружающих грунтов.
Традиционное выделение морфоструктур при изучении неотектоники района Чарского рифта дополнено применением оротектонического метода. Это позволило охарактеризовать этапность и неравномерность орогенеза и разрывных смещений по региональному сбросу. Выявлены нестабильность мезозойского и новейшего структурообразования, а также неоплейстоценовая активизация структур, известная в альпийских орогенах. Показано, что структурно обусловленные особенности рельефа определяют специфику проявления опасных экзогенных процессов. С применением оротектонического метода установленные закономерности могут оказаться свойственными и другим рифтам Байкальской рифтовой зоны.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации